Я люблю играть кого-то, а не себя

     Красавица Нелли Уварова, ведущая актриса Российского молодежного театра, в котором играет больше десятка ролей, широкой публике по иронии судьбы стала известна по популярному телесериалу «Не родись красивой». О том, как она дошла до жизни такой, актриса рассказала для "Домой!" Елене Груевой.

     Нелли, к вам рано пришел успех: главные роли в театре, главные роли в кино и на телевидении, премий уже много, одна из которых - «Триумф». А свой первый успех вы помните?
     Еще бы. Мне было лет пять. Мы с мамой отдыхали в санатории в Анапе. Досугом отдыхающих там занимались очень плотно. Тем более что предстояло отметить праздник 7 ноября. Решили устроить концерт самодеятельности. В детской комнате с нами готовили, естественно, детский номер. Мы разучили очень тогда популярную песенку Паулса «Бабушка рядышком с дедушкой». На репетициях нас выстроили в линеечку, а во время припева велели всем вместе раскачиваться из стороны в сторону. Я это отлично запомнила. Сначала все шло хорошо, но в нужный момент другие дети забыли начать качаться. Я возмутилась: как так?! Мы же репетировали! И принялась всех толкать локтями в разные стороны. Но ребята будто вросли в сцену: смутились и бросили петь. Я одна за всех допела, докачалась. Зрители хохотали. Потом устроили овацию. Всем хотелось поддержать детей. А я приняла все на свой счет и была счастлива. Но за сценой дама, которая с нами репетировала, вдруг стала меня ругать: «Не надо было всех толкать, тем более локтями. Подумаешь, забыли покачаться, не страшно, а ты ребят сбила». Я расстроилась очень, поняла, что все было очень плохо и я в этом виновата. Мама меня еле утешила. Вот так почти одновременно я пережила свой первый успех и свой первый провал.

     Вопрос с будущей профессией был решен уже тогда?
     Не сразу. Мама моя была гимнастка. И я, конечно, с пяти лет занималась художественной гимнастикой вслед за старшей сестрой Леной. Четыре года занималась плаванием и училась на отлично. Как и сестра, поступила в музыкальную школу по классу фортепьяно. У нас дома было два пианино, чтобы мы друг другу не мешали. К пению я быстро пристрастилась. Стала солисткой в хоре. Мы даже в филармонии выступали. Я вновь выходила на сцену, и мне это снова нравилось. Публики я никогда не боялась.

     А почему же решили пойти все-таки в артистки?
     Мне было 14 лет, когда мы из Тбилиси переехали в Москву. Новые друзья, новые увлечения. Я попала на дипломный спектакль в учебном театре ГИТИСа «Чудесный сплав» - и все. Заразилась театром. Пересмотрела все спектакли этого курса, начала мечтать и готовиться. Думала, если повезет, года через два-три поступлю, а если нет – то через пять лет. Отступать не собиралась.

     Но поступили сразу?
     Не без приключений. Я, как и многие, поступала везде, то есть в пять творческих вузов, да прибавьте еще, что в ГИТИСе и Щукинском училище набирали по два курса. И везде свой конкурс! Дома было составлено расписание, вывешено на стену, клеточки покрашены в разные цвета, чтобы не перепутать, в какой вуз сегодня идти на прослушивание. К июню стало ясно, что все складывается очень удачно. Кроме Щепкинского училища, я во всех прошла до третьего тура. Я мечтала поступить на курс Петра Фоменко в ГИТИС, а остальные конкурсы рассматривала как репетиции. Но все вышло не так гладко.
     Начались школьные экзамены, которые я собиралась сдавать на отлично. Нагрузку зашкалило. От нервного напряжения у меня случился срыв – абсолютно пропал голос. А как поступать в театральный институт без голоса? Тут еще совершенно неожиданно выяснилось, что у меня в детстве не полностью сменились молочные зубы, и в июне начали резаться сразу два коренных во второй ряд. Доктор потребовал вырвать молочные. Явиться на творческий конкурс без двух зубов впереди и с сорванным голосом – это уже слишком! Я решила читать те стихи, что можно как бы сквозь зубы цедить. Да какое там. Темперамент захлестывал…
     Но, видимо, все происходит так, как должно произойти. Поступает такая масса народа. Выделиться чем-то в этом потоке, хотя бы просто обратить на себя внимание очень трудно. А тут такой кошмар. Меня многие педагоги сразу запомнили. А уж почувствовав внимание, я постаралась его оправдать. Однако никто не мог гарантировать, что мой голос восстановится. А для актера это – профнепригодность. В школе-студии мне сразу сказали, что рисковать не могут. В ГИТИСе согласились принять к Фоменко поначалу только вольнослушателем. А во ВГИКе Георгий Тараторкин решил зачислить меня в студентки, но на платной основе. Дал телефон своего доктора, который помог мне восстановить голос.
     Лечение встало недешево. Мне сказали, что если я буду учиться хорошо, то после сессии меня переведут на бесплатное обучение. Я сдала на отлично. Но перевод не последовал. Подрабатывать во время обучения не было никакой возможности. В творческом вузе учатся сутками без перерыва. В конце концов я сказала, что мне нечем платить, и меня отчислили. Но мастер и другие педагоги устроили так, что я пусть и через черный ход, но ходила на все занятия наравне со всеми. Так продолжалось почти полгода. Но тут опять случилось неожиданное. Никита Михалков учредил для отлично учившихся студентов грант, по одному на каждую специальность. Актерский достался мне. Я сумела возместить долг, меня восстановили. И тут на меня обрушилось огромное количество премий: от фонда Бондарчука, от фонда Ролана Быкова, премия «Триумф».

     Если бы такое показали в кино, никто бы не поверил. Кроме таланта тут и без удачи не обошлось. Вы чувствуете себя везучей?
     Наверное. Жизнь мне предложила столько возможностей. И главное - театр РАМТ. Здесь ничего не делают просто ради репертуара или кассы или чтобы детскую тему отработать. Здесь стараются, чтобы артистам было интересно играть. Вот сейчас полным ходом репетируем историческую трилогию Тома Стоппарда «Берег Утопии» о России середины позапрошлого века. Приходится с головой погружаться в ту эпоху. Столькому учишься, столько узнаешь. Мне именно это и важно. Я люблю играть кого-то, а не себя. Мне кажется, что лично я могу быть интересна двум, ну пусть пяти близким людям. А нужно уметь быть интересной залу на тысячу зрителей, и так каждый вечер. Мне хочется вникать, понимать новых персонажей, создавать что-то новое.

     А куда подевались прежние увлечения?
     Театр поглощает тебя всю. Но и спортом я продолжаю увлекаться - баскетболом, футболом. Именно играть, а не смотреть, как другие это делают. По-прежнему обожаю плавать. Все, что связано с водой, для меня особенное. Только в воде я могу полностью расслабиться. Вода для меня – уединение.
     Люблю на выставки ходить. Картины пробуждают мое воображение. Недавно в Колумбии, где я была на фестивале с «Тремя сестрами» в постановке Деклана Доннеллана, я попала в музей художника и скульптора Ботеро. Целый музей портретов толстяков. Они и веселые, и надменные, и смешные. Мне достаточно вспомнить про этих толстяков - и сразу настроение повышается.

     В РАМТе вы нашли не только интересные роли, но и любимого мужа.
     За кого может выйти замуж актриса? Кого она видит кроме актеров? Ну за режиссера, если очень повезет – за оператора. Но творческие семьи не всегда счастливы: две личности, у каждого свои амбиции, кому-то везет, кому-то нет. Я, например, себе твердо сказала: за актера – никогда!
     Но когда полюбишь, становится абсолютно все равно. Мой муж Сергей Пикалов – актер нашего театра и режиссер сериала «Не родись красивой». Я уверена, это не последняя его творческая профессия. Мне с ним всегда интересно. Да и кто меня поймет лучше, чем он?

 
  • Фан сайт Нелли Уваровой - биография, интервью, фотографии.

    © При копировании материалов с сайта, активная гиперссылка на сайт обязательна

Яндекс цитирования