Не родись красивой — все равно актрисой станешь


     Как много в мире начинающих актрис, мечтающих заполучить главную роль в фильме, которая бы сделала их вмиг популярными. Для некоторых такой звездный час начинается со съемок в сериале. Благо нынешний зритель не может пожаловаться на их отсутствие. Нелли Уварову до полноценного кинодебюта в многосерийном "мыле" "Не родись красивой" знал лишь небольшой круг почитателей ее таланта — благодаря Российскому академическому молодежному театру (РАМТ), где она работает после окончания курса Георгия Тараторкина (ВГИК). Сериал о Кате Пушкаревой сделал молодую актрису безумно популярной. Зрители без конца спорили о коллизиях сюжета этой современной сказки о Золушке, обсуждали главных героев, в общем, активно сопереживали полюбившимся исполнителям. Но в такой растиражированности скрыт и определенный минус, ведь роль в сериале не только делает человека известным, но и закрепляет за ним некий стереотип, ограничивает в дальнейшем творческие возможности актера на большом экране. Нелли смогла преодолеть предубеждения и успешно сыграла одну из главных женских ролей в новом фильме "Я остаюсь" (на экранах с 19 апреля), снятом режиссером-дебютантом Кареном Оганесяном и посвященном памяти Андрея Краско — известного петербургского актера, сыгравшего в этом фильме свою последнюю роль.
     В реальной жизни Нелли Уварова, которая лично приехала в Киев на презентацию первого фильма линии "Хорошее кино", безумно обаятельна и привлекательна и ничем не напоминает "серую мышь", пытающуюся 200 серий кряду обратить на себя внимание любимого мужчины и превратиться в красивую девушку. Недавно Нелли озвучила принцессу Селению в анимационном фильме Люка Бессона "Артур и минипуты". Культовый французский режиссер, лично выбравший голос актрисы для озвучивания российской версии мультика, откровенничал, что, едва услышав голос Нелли, сразу понял, что она и есть та принцесса, о которой он написал свою книгу.

     Хотя Люк Бессон и сравнивал вас с прекрасной принцессой, ваша предыдущая героиня Катя Пушкарева — девушка, оторванная от реальности, да и нынешняя Женя Тырса из "Я остаюсь" — тоже девушка "с приветом". Это просто совпадение?
     — Не считаю, что возможны такие совпадения. Я вольна выбирать любые роли из тех, которые мне предлагают. И мне гораздо интереснее девушки с придурью, чем без. Женя воображает себя злой девочкой, а на самом деле она трогательная, чуткая и живет, боясь обидеть кого-то своей любовью.

     Елена Яковлева, комментируя фильм "Я остаюсь", рассказывала, что вы произвели на нее впечатление уставшего человека.
     — Объективно на тот момент я испытывала усталость, поскольку съемки в картине "Я остаюсь" шли параллельно со съемками в сериале "Не родись красивой". Для меня даже час отдыха был просто подарком. Как раз был последний съемочный месяц, и я бегала с одной площадки на другую. Каждый день я четырежды снимала брекеты и надевала их снова, иногда приходила в кабинет стоматолога глубокой ночью, потому что днем шли съемки. Потом настал момент, когда меня можно было снимать только с одной стороны, поскольку я упала на съемках и в кадре была видна моя перебинтованная нога.

     На вас лично как-то повлияла тема пограничного состояния — комы — в сюжетной линии фильма Карена Оганесяна?
     — С темой смерти в своем творчестве я столкнулась гораздо раньше. В молодежном театре, где я работаю, идет спектакль "Правила поведения в современном обществе", который начинается разговором о смерти и им же заканчивается. И каждый раз я вижу, что зритель, который приходит на спектакль развлечься, совсем не готов слушать откровенные, жестокие рассуждения о смерти. Но те, кто выдерживают этот прямодушный разговор, потом меня благодарят. Нужно радоваться сегодняшнему дню, нужно жить сегодня и всегда помнить о смерти. Тогда ты успеешь быть счастливым в этой жизни.

     Вы молоды, но уже очень многое успели. По вашему мнению, что для актрисы главное — талант, внешность или оказаться в нужное время в нужном месте?
     — Я думаю, что, прежде всего, желание добиться успеха. Ну и талант, безусловно. Но сам человек не может знать, талантлив он или нет. Он лишь может полагать, надеяться, но делать ставку на то, что "я же гений", ему не стоит. Так ли это, покажет время, и об этом скажут другие. Поэтому первое условие успешной актерской карьеры — это желание, а потом уже "нужное время в нужном месте". Вот вы говорите "молодая, все успела". Мне 27 лет, но прежде чем выйти на широкий экран, я проработала в театре 5 лет практически в безвестности. Однако все это время жила очень интересной, счастливой актерской жизнью. Когда я видела, что зал полон и нет свободных мест, но при этом еще осталось немало желающих, понимала: я ради этого работаю. А нынешняя популярность — лишь следствие.

     Вы считаете, что ваш успех после "Не родись красивой" закономерен?
     — Я думаю, что это не случайно. Ведь я не попала к человеку, который мельком меня увидел на улице. Я работала с режиссером сериала "Не родись красивой" Александром Назаровым, преподававшим у меня во ВГИК, и на первом курсе недоумевавшим (он сам откровенно рассказывал об этом не раз), почему эта девочка вообще попала на актерский факультет и что она здесь делает. И кроме того, что я трудолюбивая, больше никаких положительных качеств во мне не находил.

     Жесткая характеристика…
     — Да, очень. Педагог по сценической речи почти два года вела разговоры о моем отчислении, поскольку у меня был жуткий грузинский акцент, и ей казалось, что это непоправимо и на российскую сцену мне путь закрыт. Зачем тогда занимать чужое место? Кто с этим сталкивался, меня поймет: убрать акцент крайне сложно. Я работала над этим в течение нескольких лет, контролируя себя каждую секунду, просто изнуряя. И всякий раз, когда я понимала, что снова и снова говорю неправильно, с акцентом, я очень расстраивалась. Мне нужно было этот недостаток искоренить. Даже когда пришел первый успех, видимый со стороны, меня подводил акцент, особенно это проявлялось в определенном эмоциональном состоянии, на подъеме — вылезала совершенно неконтролируемая речь. На сцене же хочется открываться, а попробуй, когда ты каждую секунду контролируешь, как произносишь реплики. Это было тяжелое испытание. Сейчас смело говорю о том, что я это преодолела. И возвращаясь к вопросу, что для актрисы важно: как по мне, главное — это желание доказать не кому-то, а в первую очередь себе, что ты принял правильное решение, выбрав эту профессию. За время работы над собой я сумела убедить Назарова в своей профпригодности. И к концу первого курса он сказал, что я номер 1. На сегодняшний день мы знакомы уже 10 лет — 4 года учебы и 6 лет после окончания ВГИК. За это время совместно поставили несколько спектаклей. Были сложные периоды, когда совсем не было денег, и спектакли выпускали чуть ли не за собственные средства. Назаров вкладывал свои деньги, мы занимались не своим актерским делом, а искали спонсоров. Иногда ставили спектакли "в песок", понимая, что нечем платить за аренду, рекламу, а без рекламы никто из зрителей не узнает, что такой спектакль существует. "Арабская ночь" — замечательная пьеса. Мы репетировали ее только по ночам, поскольку остальное время все пять актеров, занятых в спектакле, работали в разных театрах и днем собраться не могли. Мы работали до одури, а сыграли всего два раза.… Но все это не напрасно. Это школа. За это время я убедила режиссера Александра Назарова в том, что я смогу не только справиться с ролью Кати Пушкаревой как актриса, но мне хватит воли и сил выдержать такой режим работы. Он же, в свою очередь, четко осознавал, предлагая продюсерам мою кандидатуру на эту роль, делая со мной пробы, что это точное попадание, и я не буду ныть, плакать. И я не могу сказать, что мой успех закономерен, но, по крайне мере, так должно было быть.

     Насколько тяжело одной удерживать внимание зала в моноспектакле "Правила поведения", за роль в котором вас номинировали на "Золотую маску"?
     — Очень тяжело, и если бы я предвидела, насколько это трудно, я бы, наверное, струсила. Отказалась бы, аргументируя тем, что я всего лишь начинающая актриса и еще "недоросла", это не мой формат, может, лет через 5—10 и получится.… Но я как-то адаптировалась, мне стало интересно, мы начали что-то фантазировать с режиссером, фактически на голом энтузиазме — без помещения, без денег. Единственной удачей, если это можно так назвать, было то, что в спектакле задействована всего лишь одна актриса, и можно было сделать декорации по меньшей стоимости, да и малая сцена стоит дешевле, чем большая. О конечном результате можно было только предполагать. Но я ни о чем не догадывалась, и слава Богу. Поэтому я репетировала, а потом, когда мне все-таки пришлось выйти один на один со зрителем… это было что-то ужасное.

     Что вы испытали — страх до или облегчение после?
     — Вы знаете, страшно было до, во время и после спектакля. Еще несколько лет назад, зная, что у меня скоро спектакль "Правила поведения", я за неделю начинала нервничать. Живешь своей обычной жизнью, а потом встаешь, умываешься, готовишь завтрак, но параллельно над тобой как будто дамоклов меч — "до спектакля "Правила поведения" осталось 6 дней, 5 дней…". Это постоянно во мне жило. Сейчас время подготовки сокращается, так как уже имеется опыт, и я больше занята в разных проектах. Утром, когда просыпаешься в день спектакля, есть репетиции, и, слава Богу, можно переключаться, и вроде как не обязан сейчас думать о спектакле. Во время спектакля — жуть страшная. И после, когда зритель расходится, и у тебя ощущение, что прошел бой, а ты не знаешь — выигран он или проигран. И вообще, с чем уходит зритель? Он смеется, плачет, ему интересно в данный момент, во время спектакля, а после представления? Вот это большой вопрос. Иногда постановка, как мне казалось, прошла удачно, а Назаров меня ругал, говорил, что это пустота, сотрясание воздуха, это шоу, развлечение здесь и сейчас, а мы, мол, не для этого всю историю затеяли. Для подобного можно было взять пьесу попроще и полегче. А в этой постановке заложено много смыслов, важных тем, которые не прозвучали, потому что зритель весь спектакль так веселился, что не услышал самого главного. И работа над произведением продолжалась и после. Представление прошло, а я сижу и думаю, что прозвучало — что не прозвучало, сумела — не сумела, потому что там есть моменты действительно очень смешные. Потом это нужно переломить и сказать: все, пообедали, поели, и даже сладкое было, а теперь горькая микстура. И в такой момент все зрители в недоумении — ну зачем вы нам сейчас что-то втираете, ведь так было хорошо. И для меня этот момент был очень сложен — взять и отобрать конфету. С этим спектаклем нужно быть внимательной, одни сплошные размышления.

     Нелли, будете ли вы продолжать свою карьеру телеведущей? Есть ли интересные предложения?
     — Предложения были и продолжают поступать, но для меня расставлены приоритеты, и телевидение, к сожалению, не на первом месте. А если откровенно, пока мне это не настолько интересно, чтобы я отказалась от театра. Хотя бывают стоящие проекты — предлагают вести ток-шоу, развлекательные передачи. Но я не нахожу для всего времени. Есть несколько очень интересных кинопредложений, и ночью я не могу уснуть, пытаясь понять, как все это совместить.

     Вы долгое время жили в Грузии, а грузинские мамы учат своих дочек выбирать только богатых мужей. Чему вас учили родители?
     — Да, есть такое среди грузинок (смеется). Хотя до 14 лет я жила в Тифлисе, на самом деле мы с сестрой выросли в армянской семье. Но и грузинские, и русские обычаи нам не чужды. Наши родители никогда не учили выбирать богатых мужей. Да и вообще никогда не призывали к тому, чтобы делать ставки на мужчин. Наоборот, они в первую очередь хотели дать нам хорошее образование и профессию. Правда, по восточным традициям потихоньку готовили нам приданое, приговаривая: "Мужья у вас будут, это само собой разумеется, и вы, девочки, никуда от этого не денетесь". Я очень хорошо это запомнила — у нас в квартире было специально отведенное место, куда все складывалось. Это безумно смешило, поскольку было ясно, что к моменту, когда мы вырастем, все эти богатства будут никому не нужны. Но приданое — приданым, а "вы должны учиться, учиться и еще раз учиться".

     Какие привычки или традиции родительского дома вы перенесли в свою семейную жизнь?
     — Мне знакомы проблемы смешанных браков: мои родители (папа — русский, мама — армянка) многое преодолели ради своей любви. В моей личной жизни происходит то же самое. Пока, правда, никаких семейных традиций у нас еще нет (Нелли Уварова вышла замуж за режиссера Сергея Пикалова лишь в ноябре 2006 года. — Ред.). Лишь по праздникам предпочитаем собираться вместе всей нашей большой семьей. Вот у русских такого нет, а мне это безумно нравится. 

Олеся Головко

 
  • Фан сайт Нелли Уваровой - биография, интервью, фотографии.

    © При копировании материалов с сайта, активная гиперссылка на сайт обязательна

Яндекс цитирования