Нелли счастливая

     Недавно отец Нелли Уваровой - Владимир рассказал ей удивительную историю, связанную с ее рождением. После окончания Московского химико-технологического института он и ее мама переехали жить в Литву - в поисках лучшей судьбы. И были счастливы! Ощущение, что они молоды и способны творить чудеса, жило в их сердцах! Дальше – была взрослая жизнь. И еще не один переезд. Главное, они знали - все будет по-другому... «На пике нашего счастья ты и родилась, дочка», - сказал он Нелли.

     Нелли благодарна ему за  эти  искренние   слова. Теперь, когда ей в жизни сопутствует удача, она уверена, что все это благодаря тем  фантастическим чувствам,  которые   испытывали родители. Она осчастливила их своим появлением в Литве, весной   1980 года. Рядом с датой ее рождения — 14 марта, в свидетельстве о рождении аккуратно вписали красивое имя — Нелли Уварова.  В этом удивительно гармоничном сочетании имени и фамилии сразу слышался отголосок знаменитой княжеской династии. А значит — и особая судьба. Впоследствии станет ясно, что для актрисы такое яркое имя — большая удача.    А если ему соответствует и внешность, в которой ощущается дух века позапрошлого... Кроме того, Нелли похожа на своего отца. Как известно, дочка, которая больше похожа на папу, всегда счастливее.
     Конечно, Владимир хотел, чтобы она походила на него во всем. Например, стала химиком. И освоение этой дисциплины для Нелли не составляло особого труда. Она выигрывала школьные олимпиады по этому предмету и была прилежной ученицей в тбилисской школе, которая была неподалеку от их дома. Нового, уютного дома, в который ее семья — мама, папа и старшая сестра Елена — переехали через два года после рождения Нелли. Кавказ вернул Уваровых к их корням — они зажили на земле предков, среди которых были грузины.
     Мама Нелли, Галина Уварова, по профессии — экономист. Совмещая работу по специальности, увлеченно занималась и спортивной гимнастикой. Работала тренером. Дабы развить вкус у дочерей и понять, к чему они тяготеют, старалась увлекать их самыми разнообразными вещами. Девочки занимались художественной гимнастикой и музыкой. Учились игре на фортепиано. И почти каждый вечер в доме были слышны звуки сразу двух пианино, которые купили заботливые родители. Мелодии Баха, сыгранные в четыре руки, разносились за пределы квартиры, приглашая в гостеприимную семью друзей и одноклассников...
     Нелли с особым чувством вспоминает детство. И свои еще робкие мечты о творческой профессии. Которым, возможно, никогда не суждено было сбыться. В Грузии началась война. Следующие три года на улицах шли перестрелки. Она с большим трудом пробиралась из не отапливаемой, а порою и обесточенной квартиры в школу. Ибо первое, что усвоила девочка от родителей: надо учиться, чтобы обрести хорошую профессию.

     Первая «роль»

     В такой экстремальной обстановке, ее и будущее ее сестры представлялось родителям туманным. И мама приняла решение. Ради достойной жизни для дочерей они должны перебраться в Москву. Первой уехала Лена в 1993 году. Смело, отчаянно. В столицу, где не было ничего и никого. В руках у нее были только эскизы тех платьев, которые она - будущий модельер — рисовала еще в Тбилиси, и листок с адресом Текстильной академии. Ее сразу зачислили на второй курс и предоставили небольшую комнату в общежитии. Знала ли тогда Нелли, что ровно через год она сама, как взрослая, поедет вслед за сестрой, будет жить в этой самой комнате и носить эскизы сестры, изображая из себя студентку-модельера? И что именно этот невинный и вынужденный маскарад, разыгранный для вахтера и коменданта общежития, станет ее первым шагом к актерской профессии? Нет, 13-летняя Нелли тогда представить себе та кого не могла. «Лена меня забрала в Москву нелегально, — вспоминает она. — И мне нужно было примелькаться». Вслед за детьми переехали и родители. Чтобы начать все с нуля.
     Московская жизнь Уваровой стала преподносить ей сюрпризы. Знакомясь с новыми людьми, она ловила себя на мысли, что ей интересно узнать, о чем они думают. Чем живут? Хотелось расспросить их об этом, но это не было простым любопытством. Нелли видела за этой заинтересованностью свою будущую профессию. Журналистки. «Я как раз начала потихоньку входить из детского возраста в подростковый и озадачилась разными вопросами: что происходит вокруг? — говорит она. — Смотрела телепрограммы, где люди, что называется, общались о жизни. И начала мечтать, что я — журналистка! Это было несложно, ведь я — большая фантазерка!» Она записывала за ведущими вопросы и разыгрывала сценки — представляя себя на их месте. Это был ее второй, еще неосознанный, шаг к тому, чтобы стать актрисой.
Учась в 9-м классе, Нелли работала курьером в нескольких издательствах — и мысль о журналистике не оставляла. Родителям она была тоже близка: пусть будет журналисткой или педагогом. Но Нелли попала в детскую актерскую студию, и мир перевернулся. Театр! Мечты о журналистике забыты. Она впервые призналась себе в том, что на самом деле хотела бы быть актрисой...
     Спустя год девушка открылась еще одному человеку, которому безумно доверяла — педагогу студии. Сказала о своем твердом решении посвятить себя театру... Каково же было смятение Уваровой, когда та ее стала отговаривать! «Это сломанные судьбы!» — вынесла она вердикт. «Такие отрезвляющие слова о профессии были мне тогда нужны, — говорит Нелли. — Теперь я понимаю, что выживают в ней только люди с характером».

     Неллинские университеты

     А характер у Уваровой уже был тогда! Она рьяно отстаивала справедливость в классе, не давая мальчикам обижать девочек. «Говорила: «Тебя кто обидел? Вот этот? А ну-ка, пойдем поговорим!» — рассказывает Нелли. Говоря это, она смеется. Будто бы удивляясь своей смелости. «Вначале я все-таки пыталась поговорить, с кулаками не лезла. «Ты зачем ее обидел? Извинись!» И если человек не извинялся, то мог и схлопотать. За себя же Нелли постоять как-то не получалось. Она защищала родных. Если кому-то приходило в голову их обидеть, они точно должны были знать, что будут иметь дело с этой невысокой, хрупкой девушкой, с удивительными большими глазами... Получив рекомендацию от педагога «актрисой не становиться», она поступила на подготовительное отделение во ВГИК. Родителям сообщить подобную «мелочь» не решилась. «Мне казалось, они будут против», — вспоминает Нелли. Когда же была зачислена на первый курс в мастерскую Георгия Тараторкина, родители, конечно, обо всем узнали. И даже тогда не оставили надежды отговорить ее. «Ты совершаешь самую большую ошибку в своей жизни! — говорила мама. — Тебе нужна профессия посерьезней!» Но интуиция Нелли говорила, что ее выбор правильный. К тому же она была уже захвачена вихрем будущих ролей и перевоплощений, премьер и гастролей. Поэтому никаким уговорам не поддалась. «Хотя вокруг и существовал какой-то ореол, что актерская профессия — романтическая и легкая, — говорит Уварова. — Но я никогда так не думала. Более того, я точно знала, что для меня она будет непростой. Ведь, чтобы решиться стать актрисой, мне пришлось многое в себе преодолеть! Комплексы какие-то. Стеснение». С первого же дня учебы Нелли Уварова стала лидером на своем курсе.

     «Куда я, туда и ты»

     Она волновалась. Ведь совсем не была готова к такому повороту событий: их, еще студентов, стали вводить в репертуарные спектакли Российского Академического Молодежного Театра (РАМТа). К счастью, ей достался детский — «Приключения Томаса Сойера». И, несмотря на то, что постановка была рассчитана на детей, боялась сцены Уварова по-взрослому. Причем это должен был быть сразу прогон, а не репетиция. Которую, как известно, можно сорвать неудавшейся репликой или попросту остановить. Во время прогона не остановишься. Надо точно знать, что делать.
     «Я — Эмми Лоренс. Когда мой выход? Какой текст?» — переспрашивала взволнованная девушка у однокурсников, стоя в темной кулисе. Те лишь отшучивались. Неожиданно стоящий рядом незнакомый ей молодой человек внимательно взглянул на Нелли. «Здесь все по парам, видишь?» — начал он. Девушка кивнула. «Так вот, я — твоя пара. Куда я, туда и ты». У Нелли даже не возникло ни малейшего сомнения, что он ей искренне хочет помочь. И обрадовалась!
     Через минуту приятный незнакомец помчался на сцену, а она, разумеется, за ним. Однокурсники еле успели схватить ее за юбку, чтобы удержать: «Ты куда!?» Она в отчаянии воскликнула: «Я же с ним!». «Послушай, — сказали ей друзья. — Он — Том Сойер, и не уйдет со cцены еще в течение двух часов, а выход Эмми Лоренс только через 10 минут». Нелли потеряла дар речи. И затаила обиду на парня. А он - напротив. Был весьма вдохновлен встречей и после спектакля подарил ей букет цветов, чтобы поздравить с дебютом. Но «девушка с характером» за букет его прощать не собиралась. «Шутка» не показалась ей такой уж смешной. Но к специфическому чувству юмора актера и режиссера Сергея Пикалова Нелли быстро привыкла: они стали лучшими друзьями. Пять лет вместе играли в этом театре, в одних спектаклях. У каждого из них были свои романтические встречи и грустные расставания. Они делились друг с другом всем.

     Не одна

     К 2005 году Нелли стала ведущей актрисой РАМТа. Играла не определившуюся Аглаю в «Идиоте», уже точно зная, когда выходить на сцену, — смешную Эмми Лоренс и обаятельную, но беспомощную Ирину в «Трех сестрах»... «Я сначала совершенно Ирину не понимала, — рассказывает Уварова. — Думала: что ж это за человек такой? Но во время одного из спектаклей меня посетила мысль: «Это же отчасти и про меня!» А за роль лектора в моноспектакле Александра Назарова «Правила поведения в современном обществе» она получила номинацию за «Лучшую женскую роль» на престижной театральной премии «Золотая маска».
     ...В этом спектакле, идущем на Малой сцене, она совсем одна. Ей в помощь только реквизит: импровизированный, миниатюрный лекторский стол. Аскетичная декорация: черная зеркальная ширма, выстроенная по периметру крошечной сцены. В ней отражаются все зрители, пришедшие на этот очень необычный перфоманс. Не банально в нем все. Ведь Нелли не выходит под гром аплодисментов после «третьего звонка». Она уже сидит за столом с краю сцены, натянутая как струна задолго до начала. И прекрасно видит всех входящих, а они рассматривают ее. Слышит перешептывания: «Простите, у вас какое место? Двенадцатое? А ряд? Но у меня - точно такой же...» Мирит их: «Проходите. Смелее. Вот сюда... Здесь есть свободное место. Присаживайтесь». Недоумевающий зритель чуть слышно благодарит. Диалог на каждом ее моноспектакле звучит разный, потому что не прописан в сценарии. Ведь зритель меняется.
     Когда все рассаживаются, она держит паузу. МХАТовскую. Внимательно осматривает присутствующих. И выбирает из них кого-то одного. Улыбаясь, приветствует его. Кто-то молча кивает, а некоторые решают перекинуться парой слов: «Здравствуйте! Как поживаете?» — «Спасибо, хорошо», — отвечает ему она, героиня пьесы. А быть может, и сама Нелли...
     За полтора часа она расскажет всем захватывающую историю о человеке, который рождается, идет в школу, институт. Затем женится или выходит замуж, производит на свет потомство и умирает. Но это не просто повествование. Если в сюжете появляется ребенок — она сыграет ребенка. Мужчина? И его тоже. В ее рассказе — миллион мелочей нашей жизни. Как назвать малыша при рождении? Она знает. Как сделать предложение понравившейся девушке и при этом соблюсти все правила приличия и сохранить традиции? Она подскажет.
     Меняя темы, Нелли меняет и костюмы: вначале она преподаватель, затем — невеста... Она обязательно попросит, очень неожиданно, подняться на сцену к «алтарю» зрителя, сидящего в первом ряду. Молодой человек покраснеет, будет смущен, но отказать не сможет. Пойдет. Они станут на колени, и актриса проведет их двоих через обряд венчания. Подскажет ему, когда ответить «я согласен»... Собираясь в театр, он даже не мог предположить, что через час там «обвенчается» с актрисой Нелли Уваровой...

      Мой лучший друг – Сергей

     Тайком от своего преподавателя Георгия Тараторкина, который строго запретил своим студентам сниматься, Нелли дебютирует в 1998 году в короткометражке Анны Меликян «Полетели». Они работали по утрам, до девяти. А затем, как ни в чем не бывало, бежали на занятия в институт. Никто и не предполагал, что фильм получится. «Это была чистая авантюра, — вспоминает Нелли. — Мы просто договорились, что кроме тех, кто работал над фильмом, никто о ней не узнает». Меньше чем через год картина «Полетели» получила множество международных наград! А Нелли—два приза: «За лучшую женскую роль» на Международном фестивале ВГИКа в 1999 году и «Лучшая актерская работа» на международном фестивале в Милане в 2000-м.
     «В прошлом году в один прекрасный день раздался звонок, — вспоминает сейчас Нелли. — И меня спросили, не хочу ли я озвучить фильм. Он назывался «Страсти по Марине». О Цветаевой. Я подумала, что это обычный кастинг. Но согласилась, потому что эта тема мне очень важна». Но проб не было. Режиссер этой документальной лепты Андрей Осипов сразу утвердил Нелли. «На премьере в Доме кино, когда я посмотрела фильм целиком, мне хотелось плакать. Ведь в кино, как и в театре, главное — найти тему. И фильм получился...»
     Тема «Не родись красивой» вначале «нашла» Сергея Пикалова. Именно его первым утвердили в качестве одного из режиссеров проекта, летом 2005 года. «Когда меня продюсеры спросили, кого я вижу в роли «гадкого утенка» в этой истории, — вспоминает педагог Нелли и главный режиссер сериала Александр Назаров, — я сразу сказал: Уварова». Он был уверен, что его самая талантливая ученица с легкостью перевоплотится из очаровательной девушки в дурнушку. А потом — обратно.
     Нелли прошла огромный кастинг. И получила роль. Сергей же, зная, что эта работа затянется почти на год, не стал ее отговаривать. Она сама прекрасно понимала, что это сложный проект. И сразу выдвинула условие продюсерам, что должна продолжать играть в театре. «А если бы они не согласились?» «Я бы отказалась от роли. Все просто». Теперь, став профессиональной актрисой, она поняла, что только выход на сцену способен напитать ее той необходимой энергией, которая избавляет от усталости.
     Но прежде чем вскочить на подножку нового поезда под названием «популярность и круглосуточная работа», Нелли с Сергеем вырвались отдохнуть на четыре дня, купив билеты на поезд «Москва-Одесса». И когда заботы остались в Москве, они, усевшись в купе, посмотрели друг другу в глаза. Ни о какой дружбе речь уже не шла... Они не могли быть друг без друга ни минуты. По дороге домой, в поезде, Сергей сделал ей предложение. И Нелли согласилась.

      Героиня нашего времени

     Но времени, чтобы пожениться, когда занят в долгосрочном проекте, не было. «Я попросила у продюсеров всего пару выходных в сентябре», — рассказывает Нелли. Но уикендов не случилось даже в октябре. У нее с Сергеем выдалось несколько утренних часов, чтобы залететь в загс, расписаться и помчаться обратно на съемку. Шел ноябрь месяц. Но вместо свадебного путешествия она вновь надела брекеты и очки, заплела косички и вошла в кадр. Чтобы стать Катей Пушкаревой. Героиней современности, которую даже ее мама в шутку называла Катей. А ей так хотелось быть обыкновенной девушкой Нелли, чтобы провести время с любимым. Несколько дней. Или даже часов...
     11 месяцев съемок «Не родись красивой» она находилась в экстремальных условиях. По 20 часов в гриме героини. За это время можно было уже срастись не только внешними данными, но и характерами. Позаимствовать у дурнушки какие-то качества. Нелли утверждает, что ничуть на Катю не похожа. Но заслуженный артист России Михаил Жигалов, сыгравший ее отца, не согласен: «У них все-таки есть кое-что общее. Они обе очень талантливы».
     И дар у Уваровой есть не только в профессии. У нее талант — не отдыхать совсем. Даже когда предоставляется такая возможность! Параллельно со съемками «Не родись красивой» она умудрилась сняться в полнометражном кино. В удивительной истории о докторе Тырсе «Я остаюсь», где вместе с ней сыграли Елена Яковлева, Федор Бондарчук и Андрей Краско. Отсняв финальную сцену в сериале, на следующее утро она вновь очутилась на съемочной площадке. «Я просто очень люблю процесс, — улыбаясь, признается Нелли. — Гораздо больше, чем результат».

     Ее счастье

     От нее исходит поразительная энергетика. То, что называют харизмой. А значит — это исключительная одаренность, талант. В ее глазах отражается рассудительность и философский взгляд на жизнь. Режиссеры, у которых она снимается, все как один говорят о ней как об умнейшей и одновременно тонко чувствующей актрисе. Она же убеждена, что человек сам должен строить свою судьбу, поэтому доверяет своей интуиции. При выборе ли ролей, или в общении с людьми.
     И что бы Нелли ни задумала — все сбывается. Уже много лет подряд, каждый год, 31 декабря в момент, когда стол накрыт, за ним сидят родные и близкие, а часы бьют двенадцать раз — Нелли загадывает желание и запоминает его в мельчайших деталях. Чтобы после понять, исполнилось или нет. Л когда все сбывается, не перестает этому удивляться!
     Сейчас она снова снимается. В 10-серийном художественном фильме по одноименному роману А. Рыбакова «Тяжелый песок». Уварова играет смелую и трогательную девочку Дину, которая на рассвете 22 июня 1941 года встретит своего возлюбленного (Дмитрия Харатьяна), чтобы тут же потерять... Нелли признается, что в детстве была влюблена в этого артиста, и, конечно, загадывала в новогоднюю ночь свою встречу с ним. А когда се желания осуществляются, как в кино, она улыбается. Ведь в этот момент всегда вспоминает слова своего отца. То, с чего началась ее удивительная биография. Со счастья ее родителей...

Анна Бровченко

 
  • Фан сайт Нелли Уваровой - биография, интервью, фотографии.

    © При копировании материалов с сайта, активная гиперссылка на сайт обязательна

Яндекс цитирования