Александр Митта Кино между раем и адом

85

сама, мы переписываем варианты.

        Известно, что Лев Толстой по многу раз переписывал каждую страницу. Одна из страниц «Войны и мира» (это доказательно подтверждено черновиками) переписана 104 раза. Это рекорд для Книги Гиннесса. Я думаю: чего добивался гений? Наверное, того, чтобы развитие авторской идеи полностью растворилось в многообразном дыхании жизни. Он сам писал по этому поводу: «Критик в одной фразе формулирует все идеи моего романа. А мне для того, чтобы сформулировать эти идеи, нужно написать весь этот роман. Он весь целиком и есть моя идея».

        Я не цитирую, просто вспоминаю давно запавшие в память слова.

        Чехов тоже не любил объяснять свои намерения. Когда Станиславский пытался добиться от него объяснений, Чехов смущенно отвечал:

        – Там все написано.

        Но мы на стороне Станиславского. Нам надо самим понять и другим объяснить, чтобы как можно глубже проникнуть в суть жизненных процессов. И выявить тему осторожно, не нарушая тонкой структуры жизни. Лучше всего, когда тема как бы сама собой проникает в сознание зрителей во всех красках жизни. И наоборот, совсем плохо, когда вам

        необходимо обращать внимание зрителей на тему не действиями персонажей в конфликте, а словами персонажей, как это делалось в старинных пьесах:

        «И поселянки чувствовать умеют».

        «Честная бедность лучше, чем неправедно нажитое богатство».

       

ТЕМА – КОМПАС ФИЛЬМА

       

        Тема и ее развитие в структуре – это процесс открытий. Это ваше полноценное творчество, а не рациональная выжимка. Тема может расти, меняться, но она должна обязательно появиться в вашем сознании как чтото четкое и конфликтное.

        Она определяет все ваши приоритеты. Освещает путь, с которого вы не сможете свернуть, определяет ваши решения, которые иногда нужны в самых непредвиденных обстоятельствах.

        Я много лет дружил с Владимиром Высоцким. Были 70е годы, в то время Россия знала его только как певца, яростно хрипящего на бесчисленных магнитофонных лентах. Мне хотелось показать Высоцкого таким, каким его тогда знали немногие: интеллигентным, поэтом, ранимым и нежным человеком. Так вместе с этим желанием родился замысел фильма «Арап Петра Великого», потом этот фильм редакторы назва

        ли «Как царь Петр арапа женил», чтобы выглядело смешнее и безобиднее. Тема фильма была любовь к России поэта и царя. Как поразному они любят Родину. Один – принуждая всех и подчиняя своей воле, другой – свободною душой.

        Для этой темы совсем не важно было то, что Ибрагим Ганнибал был эфиопом. Для всех нас он был предком Пушкина – великого русского поэта и свободолюбца.

        Об этом фильме узнал французский продюсер Москович. Он дружил с актерами «Современника», моими друзьями. Както он спросил, что я делаю, услышал и загорелся:

        – Я приведу в фильм американцев! Через месяц он звонит возбужденный:

        – Американцам нравится! Гарри Белафонте будет играть главную роль. Ты не упал от счастья? Я говорю:

        – Нет, эта роль написана для Высоцкого.

        Но он как будто и не слышит. Успел потратить много денег. Шутка ли: получил согласие самого Белафонте. Приезжает в Москву радостный. Я говорю:

        – Обсуждается все, кроме роли Арапа. Потому что тема фильма: «поэт и царь», а не «русский и эфиоп». Он мне говорит:

        – Ты идиот! Ты провинциальный придурок! Ты понимаешь, кто ты, а кто Гарри Белафонте?

        Тогда был пик его всемирной славы.

        – Ты понимаешь, что фильм с таким актером изменит всю твою жизнь? Решай немедленно!

        Я говорю:

        Это решение исказит всю тему фильма. Я хочу показать России поэта Высоцкого в этой роли. Он в главной роли – это тема фильма.

        Москович приходит в бешенство:

        – Да сунь ты в жопу свою тему и своего поэта! У тебя есть шанс вылезти из вашего дерьма! Другого может и не быть.

        – Тогда надо писать другой сценарий.

        – Ну и пиши! Белафонте стоит того. Ему нравится, как ты пишешь. Я подумал, посоветовался с друзьями и соавторами Дунским и Фридом и говорю:

        – Нет. Я не смогу. Он стонет:

        – О! Страна кретинов! Я уже затратил 300 тысяч франков на эту затею! В Париже не поверят, если я скажу, что режиссер не хочет Белафонте.

        Но тема выстраивала актерский ансамбль с Высоцким и Петренко в главных ролях. Это не могло меняться.

        Москович проклял меня. И много лет после этого он вспоминал эту историю как пример «российского идиотизма».

        Теперь я думаю: может, он был прав? Я так и не изменил свою судьбу. Власти разрешили снимать фильм, но потом потрепали его так жестоко, что многое из важного оказалось выпотрошенным. Остался в памяти только год счастья, когда шла работа.

        Но когда фильм вышел, зрители полюбили его. Он и сейчас не забыт.

        Этот случай я привел к тому, что наличие четко сформулированной темы помогает вам определиться в самых непредвиденных обстоятельствах.

        Тема – это то, зачем, почему и для кого вы делаете ваш фильм.

        Поэт Слуцкий както встретил меня в метро.

        – Что делаешь?

        – Фильм снимаю.

        – Против чего твой фильм?

        Очень хороший вопрос.Тема – это «против чего фильм».

        Если у вас нет ответа? Если вы только за любовь, доброту, нежность,

        дай вам Бог удачи и успеха. Но как сказал ироничный Анатоль Франс:

        «Настоящее искусство не делается с добрыми намерениями». В нем должна быть активная позиция по отношению к аду жизни.

        У настоящего художника в каждой теме есть ярость по поводу зла нашего мира.

        «Зову я смерть, Мне видеть невтерпеж Достоинство просящим подаяние, Над истиной глумящуюся ложь,

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 85 - 85 из 120

  • Фан сайт Нелли Уваровой - биография, интервью, фотографии.

    © При копировании материалов с сайта, активная гиперссылка на сайт обязательна

Яндекс цитирования